«Вся жизнь – театру» — выставка к юбилею А. Островского

«Вся жизнь – театру» — выставка к юбилею А. Островского

К 200-летию русского драматурга Александра Николаевича Островского в библиотеке открылась выставка-портрет «Вся жизнь – театру».

Выставка представляет собой стенды с основными сведениями о жизни и творческом пути А. Островского.

Творческая карьера Александра Николаевича продлилась более 40 лет, за это время он написал 47 пьес.

«Островский – это краеугольный камень русского репертуара… Он жив! И будет жить, пока жива Россия и русская жизнь». В этих словах знаменитой актрисы петербургской сцены М. Г. Савиной выражена мысль о непреходящем значении творений русского драматурга.

За 40 лет труда в русской культуре Островскому удалось создать национальный театр. Он исполнил в русской литературе ту же роль, какую в других европейских странах сыграли великие реформаторы драмы, такие, как Шекспир, Мольер, Гольдони, соединившие высокую литературу и демократические театральные традиции.

Нужно отметить, что Островский был полиглотом, владел французским, испанским, итальянским, английским, немецким, древнегреческим языками и латынью. Впервые именно он познакомил русскую публику с произведениями Шекспира, Сервантеса, Макиавелли.

В сборнике «А.Н. Островский. Горькое слово истины» (1973 г.) доктора филологических наук А.И. Ревякина читатель найдёт статьи и речи, отрывки из писем драматурга, воспоминания современников. Читая письма Островского можно ближе и достовернее почувствовать личность писателя.

Юбиляру посвящены также многочисленные статьи в литературных и театральных журналах, в общей и специальной прессе. Очерки из статей, например, интервью с историком театра Ниной Шалимовой «Дурного хорошим не назовёшь» (газета «Культура»), Евгения Александрова «Отец русского театра» (журнал «Наша история») и другие  заняли отдельное место на выставке.

Островский обогатил не только театр, но и кинематограф. Русские кинематографисты экранизировали едва ли не все пьесы писателя. Некоторые вещи удостоились трёх, а то и четырёх экранизаций, а чемпионами закономерно стали пьесы «Бесприданница» и «Снегурочка», на текстах которых было основано по шесть кинокартин. Статья Николая Ирина «Щедрое приданое» (журнал «Свой») расскажет о мастерах отечественной режиссуры снимавших картины по пьесам Островского.

Отдельно выставлена коллекция радиоспектаклей. В постановке Государственного академического Малого театра можно услышать спектакли «Правда – хорошо, а счастье лучше» (запись 1966 года), «Гроза» (1962 года),  «Снегурочка» (постановка 1949 года).

В радиопостановке «Правда – хорошо, а счастье лучше» участвуют Николай Рыжов, Евдокия Турчанинова, Варвара Рыжова, Валентина Баринова, Федор Григорьев. Режиссеры Сергей Алексеев и Борис Никольский.

Наибольший успех имела «Гроза», премьера которой состоялась 19 января 1962 года. Спектакль был поставлен Верой Пашенной и Михаилом Гладковым, главные роли исполнили Михаил Жаров, Вера Пашенная, Руфина Нифонтова. Музыку написал Родион Щедрин.

«Снегурочка» в постановке Льва Прозоровского — уникальная запись, сделанная на радио в 1949 году, с музыкой Петра Чайковского, сохранила голоса выдающихся артистов: Констанции Роек, Анатолия Ржанова, Елены Гоголевой и других.

Аудиоспектакли по одноименным комедиям Островского «На всякого мудреца довольно простоты» и «Не всё коту масленица» представлены на выставке в постановке художественного руководителя Театра музыкальной драмы Дениса Семёнова.

«Бесприданницу» в режиссуре Ильи Шлепянова (1948 года) записал Большой драматический театр имени Товстоногова.  В главных ролях: Нина Ольхина, Виталий Полицеймако, Бруно Фрейндлих, Василий Софронов.

Александр Николаевич Островский не случайно назван отцом русского театра. Он вывел на сцену все сословия современной ему России, описал Москву и провинцию, богатых и бедных, живущих по старинке и следующих моде, выступил защитником человека и его же обвинителем.

А. Островский ― выдающийся мастер слова. Образы Островского живут с нами, и не уходит из нашего языка его яркое слово!

В день юбилея великого писателя на открытии выставки читатели абонемента семейного чтения вспоминали крылатые цитаты из его произведений:

«Коли ты честный – не водись с бесчестным, не трись подле сажи – сам замараешься».

«Чем в люди выходят? Не всё делами, чаще разговором».

«Счастье не пойдёт за тобой, если сама от него бегаешь».

«Пока человека не знаешь, так ему и веришь; а как узнаешь про дела его, так по делам ему и цена».

«Жить трудно стало: за всё деньги плати».

«Да, мы куда-то идём, куда-то ведут нас; но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас. И чем всё это кончится?»

Выставка в библиотеке открыта по 29 апреля включительно. Доступ к ней – свободный.

 

Анна Базылева