Тифлопсихолог Л. Солнцева

Тифлопсихолог Л. Солнцева

Продолжаем разговор о выдающихся наставниках незрячих людей. 

24 марта 2023 г. исполняется 96 лет со дня рождения Людмилы Ивановны Солнцевой (1927-2009), тифлопсихолога, доктора психологических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования.

Л.И. Солнцева разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте. Компенсация слепоты – это сложная система психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребёнка. Система не возникает автоматически, а требует научения. В монографии «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста» (1980) автор знакомит читателей со стадиями развития компенсаторных процессов, их структурой и механизмами.

Людмила Ивановна написала более ста научных работ, которые посвящены проблемам обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями зрения.

В фонде нашей библиотеки есть книги Л.И. Солнцевой, адресованные  учителям школ для детей с нарушениями зрения и студентам дефектологических факультетов: «Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста» (1997), «Психология воспитания детей с нарушением зрения» (в соавторстве с В.З. Денискиной, 2004), «Воспитание слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната: проблемы и трудности» (2004), «Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях» (2005), «Теоретические и практические проблемы современной тифлопсихологии и тифлопедагогики» (2006).

Роль семьи в компенсации психического и физического развития ребёнка имеет огромное значение, поскольку воспитание личности, её активной позиции начинается в раннем возрасте, и от семейного воспитания, от его качества зависит успех обучения детей в школе, их дальнейшая жизнь, адаптация к окружающей среде, возможность трудиться в соответствии со своими способностями.

В практическом пособии «Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста» Людмила Ивановна (в соавторстве с М.С. Хорош) рассказывает о том, как кормить слепого ребёнка, развивать основные движения, моторику, взаимодействие с предметами, как формировать навыки самообслуживания, слуховое восприятие и речь.

«Цель воспитания ребёнка, — пишет Солнцева,- это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде… Для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребёнка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации.

Родителям необходимо научиться помогать ребёнку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде всего им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности. С рождением незрячего ребёнка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Ребёнку не нужна жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви».

Солнцева неоднократно выступала научным консультантом соискателей ученой степени доктора наук. Под её руководством были подготовлены и защищены 9 кандидатских диссертаций. На международном уровне Людмила Ивановна представляла нашу страну, являясь членом Комитета по культуре Всемирного совета по благосостоянию слепых, членом Исполнительного комитета Международного совета по обучению незрячей молодежи.

Людмила Ивановна Солнцева награждена медалью К.Д. Ушинского, медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и значком «Отличник просвещения СССР».

Анна Базылева