Святочные рассказы

Святочные рассказы

Святки – весёлые зимние празднества – это древняя традиция, в которой удивительным образом сочетаются языческие и христианские обряды. В эту пору принято отдыхать, веселиться, гадать на будущее, петь праздничные колядки, ходить в гости.

Разумеется, эти традиции нашли отклик и в отечественной литературе в жанре святочного рассказа.

Термин «святочные рассказы» появился в 1826 году после публикации в журнале «Русский телеграф» «Святочных рассказов» писателя Николая Полевого. Герои произведения — пожилые москвичи, старые друзья. Однажды в сочельник они собрались все вместе и вспоминали про то, как в старину широко и весело праздновались святки.

Первым же, кто ввёл святочный рассказ в русскую классическую литературу, был Николай Гоголь. Его повесть «Ночь перед Рождеством» одна из самых сказочных русских историй, передающих атмосферу праздника Рождества, в которой впервые был использован древнерусский фольклорный сюжет.

В этой истории христианские мотивы соседствуют с языческими, а в жизнь людей вмешивается нечистая сила. Кузнец Вакула добывает «царицыны черевички» для красавицы Оксаны при помощи чёрта, который доставил его из Диканьки в Петербург. Но самым большим чудом здесь остаётся вера: Вакула «сотворил крест, и чёрт сделался так тих, как ягнёнок». Читателя повести ждёт счастливая развязка, радость и веселье.

Более реалистичные черты святочный рассказ приобрёл у Фёдора Достоевского в произведении «Мальчик у Христа на ёлке», где описанные события пробуждают в читателе сочувствие и сострадание.

Рассказ был написан в 1876 году. На его создание Достоевского вдохновил рождественский детский бал, на котором писатель побывал вместе с дочерью Любой. В эти же праздничные дни писатель несколько раз встречал на улицах Петербурга нищего мальчика, просившего милостыню.

В рассказе замерзающий мальчик не нашёл сочувствия ни в одном прохожем. Лишь во сне малыш увидел мир, где ему рады и спешат согреть любовью.

Хрестоматийными святочными рассказами стали:

  • «Ангелочек» Леонида Андреева,
  • «Чудесный доктор» Александра Куприна,
  • «Ванька» Антона Чехова,
  • «Ёлка Митрича» Николая Телешова,
  • «Волхвы» Ивана Бунина.

Эти святочные рассказы проникнуты светлой грустью и верой в счастье, в них  обязательно присутствует чудо и нравственное преображение главного героя.

Самым плодовитым автором святочных рассказов можно назвать Николая Лескова, с наиболее известными произведениями в этом жанре: «Запечатлённый странник», «Зверь», «Рождественская ночь в вагоне», «Жемчужное ожерелье».

В рассказе «Христос в гостях у мужика»  писатель исследует тему милосердия: герой должен не просто оказать милость, а оказать её своему кровному врагу. Рассказ поневоле заставляет задуматься над финалом: кто же получил милость ‒ тот, кто просил, или тот, кто оказал её?

Во второй половине 19 века святочные рассказы пользовались огромной популярностью. Большими тиражами издавались новогодние альманахи с произведениями соответствующей тематики. В этом жанре работали многие классики отечественной литературы: Иван Шмелёв, Владимир Короленко, Владимир Набоков, Константин Станюкович.

Святочные рассказы могли быть весёлыми и печальными, смешными и страшными. Но при всём разнообразии их сюжетов все они имели нечто общее – то, что гармонировало с праздничным настроением читателя, то сентиментальным, то безудержно весёлым, неизменно вызывая отклик в сердцах.

В рассказе Надежды Тэффи «Сосед» представлена удивительно светлая, история о дружбе русской эмигрантки и маленького француза Поля. Сосед ‒ это четырёхлетний французский мальчик, который ходит к соседям ‒ «лярюссам». Они любят гостей, всегда их угощают, поют удивительные песни и варят не менее удивительный суп ‒ борщ. Русский Пэр Ноэль, хоть и живёт далеко на Севере, приносит подарки всем детям, даже тем, кто плохо начистил свои башмаки.

В начале 20 в., с развитием модернизма в литературе, стали появляться пародии на святочный жанр и шутливые рекомендации о том, как следует сочинять святочные рассказы. Например, в газете «Речь» в 1909 г. И. Оршер помещает следующее руководство для молодых писателей:

«Всякий человек, имеющий руки, двугривенный на бумагу, перо и чернила и не имеющий таланта, может написать рождественский рассказ.
Нужно только придерживаться известной системы и твёрдо помнить следующие правила:
1) Без поросёнка, гуся, ёлки и хорошего человека рождественский рассказ не действителен.
2) Слова «ясли», «звезда» и «любовь» должны повторяться не менее десяти, но и не более двух-трёх тысяч раз.
3) Колокольный звон, умиление и раскаяние должны находиться в конце рассказа, а не в начале его.
Всё остальное неважно».

В советской литературе святочный рассказ «революционно» перевоплотился в рассказ новогодний. Так, например, в 1968 году в предновогоднем выпуске журнала «Работница» был напечатан рассказ Виктора Драгунского «Новогодний подарок». Позднее он стал завершать цикл «Денискиных рассказов» под названием «Сестра моя Ксения».

Это история о мальчике, который накануне Нового года получил неожиданный «подарок» – в дом принесли новорождённую сестру. Добрый, весёлый и искренний рассказ Драгунского напоминает о семейном тепле, любви и ответственности.

О вечных семейных ценностях – детях, доброте, семейном счастье можно прочитать в рассказах

  • «Чук и Гек» Аркадия Гайдара,
  • «Ёлка в Сокольниках» Владимира Бонч-Бруевича,
  • «Ёлка»  Михаила Зощенко.

Традиции рождественского святочного рассказа продолжают современные детские и православные писатели.

  • Жанар Кусаинова «История про Новый год» 
  • Евгения Полянина «Мандарины — не главное»
  • Оксана Ветловская «Бумажные звезды»

Святочное чтение всегда было особенным чтением, ведь оно – о возвышенном и несуетном. В эти январские дни предлагаем вам погрузиться в атмосферу святочных чудес и приятного семейного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анна Базылева