Солдат, учитель, герой (6+)
С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над величием всего, что люди пережили в войну. Поэтому мы каждый год возвращаемся к тем страницам нашей истории, которые должны вызывать у современных школьников гордость за нашу страну и ее героев.
Одной из ярких страниц нашей истории, которая служит примером патриотизма, является Великая Отечественная война. Чтобы современные школьники лучше представляли себе то далекое прошлое, скупых слов учебника истории недостаточно. Поэтому из года в год мы не устанем рассказывать о героях тех незабываемых лет, которые проявили мужество и отвагу, которых не сломила самая страшная война XX века, кто отдал свои жизни за счастье других людей, а также о великом подвиге других народов, которых не сломил гнет фашизма.
Уроки памяти для учащихся школы №29 и воспитанников Краснинской школы интерната провела сотрудник библиотеки для слепых С.Ф. Павлова. Речь шла об учителях-героях, проявивших мужество во время Великой Отечественной войны.
Писатель В. Быков говорил, что «на войне люди часто стоят перед выбором: жизнь или смерть; жизнь, купленная ценою нравственного падения, или смерть от палачей — третьего не дано, уклониться невозможно, ты сам должен выбрать свою судьбу».
Польский учитель Януш Корчак свой выбор сделал. Всемирно известный педагог Януш Корчак, книги и статьи которого и сегодня являются ответом на вопросы воспитания, был казнен вместе со своими воспитанниками в лагере смерти Треблинка. В музее Яд-Вашем есть площадь, названная именем педагога Януша Корчака. На монументе – Януш Корчак, окруженный детьми. В памяти людей старшего поколения остались его слова, которые он часто повторял своим коллегам: «Для чего Бог дал человеку два колена? – чтобы одно он преклонил перед врачом, а другое перед учителем».
Фашисты приравнивали школы к военным объектам, жгли, взрывали их так же как музеи, театры, библиотеки – уничтожали всё, что создавало и хранило русскую национальную культуру. Учитель истории Николай Федорович Кюнг, уроженец г. Вязьмы Смоленской области, рискуя жизнью, участвовал в организации в концлагере Бухенвальд подпольную школу.
Австрийка Фридл Дикер-Брандейс, художница и дизайнер, стала учительницей рисования для детей-заключенных в гетто города Терезина. Система рисования, которую разработала Фридл, находясь в концлагере, изучают до сих пор. Эта система легла в основу арт-терапии.
21 октября 1941 года в Крагуеваце, городке в центральной Сербии, немецкие оккупанты расстреляли пять тысяч мирных жителей, в том числе и триста учеников местной школы. Учитель Истории, имя которого осталось неизвестным, разделил смерть со своими учениками.
Эмоциональный рассказ сотрудника библиотеки о мужестве и героизме учителей был дополнен видеорядом и музыкальным сопровождением. О том, что урок памяти оставил свой след в душе учеников, сотрудники библиотеки узнали от их родителей, чьи дети поделились своими впечатлениями.
Павлова С.Ф., ведущий библиотекарь отдела информационной и социокультурной деятельности