Школа тифлопедагогики В. З. Денискиной
Специалисты Смоленской областной специальной библиотеки для слепых прошли курсы профессиональной переподготовки по программе кандидата педагогических наук, доцента кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования В.З. Денискиной (г. Москва).
Лекционно-практические занятия проходили в Краснинской средней школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п. Черныш). Администрация и сотрудники библиотеки выражают благодарность директору школы О.Ф. Оверченко за возможность прослушать обучающий курс.
Курс лекций был посвящён проблемам развития, воспитания, обучения и реабилитации детей с нарушением зрения.
Венера Закировна Денискина – известный тифлопедагог, реабилитолог и учёный, посвятивший свою жизнь изучению особенностей слепых детей. Научную работу Венера Закировна успешно сочетает с общественной деятельностью. Она входит в состав экспертной группы фонда слепоглухих «Соединение», в редакционную коллегию научно-методических и практических журналов: «Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии», «Дефектология», «Наша жизнь», «Школьный вестник». Консультирует родителей и педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением зрения.
На лекциях Венера Закировна рассказала об особенностях зрительных возможностей детей с нарушениями зрения, поделилась опытом по организации реабилитационных мероприятий для таких детей. Она представила обширный теоретический материал, посвящённый вторичным отклонениям в развитии детей с нарушениями зрения и формированию правильного отношения к дефекту.
Большое значение В. З. Денискина уделила неречевым средствам общения. Венера Закировна в течение двадцати лет работала над данной темой. И с 2001 г. её коррекционные методики по развитию мимики и пантомимики у слепых детей включены в учебные планы всех российских школ для детей с нарушением зрения.
Одна из лекций В.З. Денискиной была посвящена ориентированию незрячих детей в пространстве. Венера Закировна подробно охарактеризовала этапы обучения ориентированию, отметила необходимые умения и навыки, дала практические рекомендации по сопровождению.
В.З. Денискина — знаток обучения и воспитания слабовидящих и слепых детей. Её знания – это ещё и результат личного опыта, её жизни и судьбы, потому что эта жизнерадостная, умная, прозорливая, с тонким чувством юмора женщина – инвалид по зрению, практически слепая. Собственные жизненные наблюдения дали ей немало тем для научных изысканий.
Венера Закировна отметила успешную работу Смоленской областной специальной библиотеки для слепых по реабилитации детей-инвалидов. Специалисты библиотеки и Венера Закировна Денискина наметили пути дальнейшего взаимодействия по развитию системы социокультурной и информационной реабилитации инвалидов по зрению в Смоленске. Под руководством В. Денискиной библиотека подготовит методическое пособие для родителей незрячих детей. Обсуждается ряд других совместных проектов.
Анна Базылева