Сергей Конёнков: творчество и судьба

Сергей Конёнков: творчество и судьба

10 июля исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Конёнкова — выдающегося скульптора, уроженца Смоленщины. В честь этого важного для отечественного искусства юбилея мы подготовили краеведческое информ-досье о жизни и творчестве нашего земляка.

В мастерской

Известный русский скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков создал около полутора тысяч работ, большое количество портретов, отличающихся психологической проникновенностью и совершенством пластических решений, а также ряд станковых и монументальных композиций, изваял много произведений, связанных с народной сказкой и русским эпосом. Вся жизнь и неутомимая творческая деятельность Конёнкова неразрывно связана со Смоленским краем.

Скульптор родился 10 июля 1874 года в деревне Караковичи, что расположена в Смоленской губернии (сейчас это Смоленская область, Ельнинский район). Семья была достаточно зажиточной, хоть и являлась крестьянской. Мать Конёнкова умерла, когда мальчику было четыре года. После ее смерти он рос в доме своего дяди, который достаточно рано заметил необычные способности племянника. По решению дяди Сергей был отправлен на обучение в прогимназию. Она располагалась в городе Рославле. Именно там стали проявляться первые достижения в живописи.

Окончив курс, он жил в семье знакомых дяди – помещиков Смирновых. За время проживания у них он наравне с их сыном получал знания от домашних учителей. После проведения выпускных экзаменов Конёнков уехал в Москву, где прошел вступительные экзамены в училище ваяния и зодчества. Так как юноша не мог ни у кого просить помощи, ему пришлось совмещать учебу и работу.  Затем Сергей Конёнков учился в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Дипломной работой его была скульптура «Самсон, разрывающий узы» (1902 г.). Эта работа показалась слишком «революционной» и была уничтожена.

 Самсон

Детство скульптора, прекрасные лесные просторы Смоленской области навсегда остаются в сердце мастера, и он начинает работу над «лесной серией». Среди кореньев и стволов деревьев он выискивает лики сказочных существ, языческих богов и героев русского народного эпоса. К «лесной серии» относятся «Старенький старичок» (1909 г.), «Старичок-полевичок» (1909 г.), «Стрибог» (1910 г.), «Вещая старушка» (1916 г.) и др.

 Интересно, что прообразом «Вещей старушки» была необычайно популярная в 1915 – 1916 гг. русская сказительница былин и сказов пинежская крестьянка М.Д. Кривополенова.

  Вещая старушка

Параллельно с «лесной серией» Сергей Тимофеевич работал и над «греческим циклом», который родился в воображении автора после путешествия в Грецию, где особое впечатление на скульптора произвели работы Микеланджело. К нему относятся работы «Юноша», «Горус» (1909 г.) и другие произведения.

  Горус

В 1923 г. Сергей Тимофеевич участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В этом же году он отправился вместе с женой в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, однако возвращение на родину состоялось лишь через 22 года.

В 1928 – 1929 гг. Конёнков посетил Италию. Здесь он встречался с Максимом Горьким, работал над портретом писателя. Тогда в Риме состоялась персональная выставка Сергея Конёнкова. Жил он в основном в Нью-Йорке. Результатом его размышлений на библейские темы стали скульптурные изображения Христа, пророков, апостолов.

В 1935 г. администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст Альберта Эйнштейна. Сергей Тимофеевич создал также скульптурные портреты Иоганна Себастьяна Баха, Никколо Паганини, Ивана Тургенева, Владимира Маяковского, Константина Циолковского и других выдающихся деятелей культуры, а также памятники Александру Пушкину и Льву Толстому.

  Скульптурные портреты писателей

Во время Второй мировой войны Конёнков был членом Комитета помощи России. В 1945 г. по личному указанию Иосифа Сталина был зафрахтован пароход «Смольный», на котором Сергей Тимофеевич и все его работы были перевезены в Советский Союз. Скульптору была предоставлена мастерская на ул. Горького в Москве.

Многие страницы жизни Сергея Конёнкова были связаны со Смоленщиной, поэтому он настоял на том, чтобы в городе был открыт музей, в котором хранилась бы лучшая часть его творений. Скульптор лично отобрал 41 скульптуру из своей столичной мастерской – «ядро» будущей музейной коллекции. Работы были отправлены в Смоленск с «дарственной» в несколько слов: «Дорогим землякам дарю свое искусство». Конёнков сам выбрал для будущего музея роскошный особняк на пешеходной улице Маяковского в старой части города.

    Музей скульптуры Конёнкова в Смоленске

Официальное открытие музея состоялось 30 апреля 1973 года, но, к сожалению, сам мастер до этого события не дожил — он умер в 1971-м, на 98 году жизни. В память о Сергее Конёнкове названа улица в Смоленске, здесь же, на перекрестке улиц Пржевальского и Глинки установлен бронзовый автопортрет знаменитого скульптора XX века.

   Бюст Конёнкова в бронзе

Закончить хотелось бы словами Микеланджело, которые любил повторять Сергей Тимофеевич Конёнков:

Творенье может пережить творца,

Творец уйдет, природой побеждённый,

Однако образ, им же сотворённый,

Веками будет согревать сердца. 

Инструменты, которыми творил Конёнков

Приглашаем в библиотеку! В нашем фонде вы найдёте книжные издания, благодаря которым сможете узнать о Конёнкове ещё больше интересных фактов.

Мы находимся по адресу: улица Крупской, дом 61б

Уточнить информацию можно по телефону: 55-58-91