Развиваем навыки быстрого чтения

Развиваем навыки быстрого чтения

В рамках всероссийской акции «Галерея литературных героев» развиваем навыки скорочтения у детей.

Напоминаем, что скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. Рассмотрим некоторые из них.

На расширение поля зрения

Упражнения на развитие зрительного поля занимают главное место в системе уроков по динамическому чтению.

Детям любого возраста рекомендуем развитие ряда перечисленных навыков с помощью увлекательной игры по таблицам Шульте.

Таблицы Шульте — это числовые квадраты. Каждая клетка содержит цифру. Для учеников начальных классов используется диапазон от 1 до 20. Задача упражнения состоит в том, чтобы найти глазами все числа по порядку. Сначала это занимает много времени, потом 10-20 секунд. Засекать скорость выполнения задания нужно на каждом уроке, отмечая прогресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красно-черные таблица Горбова-Шульте

Таблицы Горбова-Шульте — это модификация обычной таблицы Шульте. Они представляют собой квадрат 7х7, в котором расположены черные числа от 1 до 25 и красные числа от 1 до 24. Цвета в таблице могут быть заданы двумя способами: цветом фона ячеек или цветом самих чисел.

Задача занимающегося находить в возрастающем порядке черные числа, а в убывающем — красные. При этом числа из каждой цветовой группы необходимо находить поочередно — 1 черное 24 красное, затем 2 черное, 23 красное и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

Словесные пирамиды

Аналог клиновидных таблиц. Слова располагаются на разном расстоянии друг от друга. Начинать чтение нужно с верхнего уровня, постепенно спускаясь вниз, держа в фокусе обе стороны пирамиды. Это задание довольно сложное. Проводить тренировку нужно индивидуально, у каждого ученика на столе должна лежать карточка с таблицей, чтобы ничего не отвлекало.

В качестве варианта предлагаются таблицы с целыми словам по бокам пирамиды или слоги, соединяя которые, ребенок получает смысловая лексема.

 

 

На борьбу с регрессией глаз

Запретить глазам возвращаться на уже прочитанный текст силовой воли невозможно. Этот навык требует тренировки.

«Режем полстроки». Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и, в то же время, в такой ситуации закономерно захочется увидеть следующую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

«Указка». Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

«Чтение на скорость». Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

 

В следующем материале будут представлены упражнения на подавление артикуляции, развитие памяти и внимания.

 

Материал подготовила библиотекарь I категории М. А. Стратиенко