Незрячий музыкант эпохи Возрождения
13 ноября во всём мире отмечают День слепых – и это отличный повод вспомнить известных незрячих, оставивших заметный след в истории и культуре.
Человек, о котором мы расскажем, поражал современников своим блестящим музыкальным талантом.
Композитор и органист Фелис Антонио де Кабесон родился в Испании в 1510 году. Он потерял зрение в детстве, как многие люди того времени, из-за осложнений оспы.
Но это не помешало ему стать прославленным композитором, создателем испанской органной школы, выдающимся педагогом для многочисленных учеников. Среди них в первую очередь должны быть названы его сыновья Эрнандо и Грегорио, талантливые органисты второй половины 16 века.
Биография де Кабесона известна нам благодаря его сыну Эрнандо, который после смерти отца составил сборник его сочинений. Тот факт, что отец был незрячим, так впоследствии трактовал Эрнандо: «Эта утрата одного из чувств обострила в нём другие, развив до чрезвычайной степени тонкость его слуха».
Посвятив себя музыке, Антонио де Кабесон достиг в ней таких успехов, что в возрасте 18 лет получил звание «музыканта королевской камераты и капеллы» в Мадриде и всё последующую жизнь провёл на придворной службе.
В 1538 году был назначен музыкальным воспитателем королевских детей, в частности, будущего короля Филиппа II.
Став королём, Филипп II брал музыканта во все свои многочисленные путешествия. Благодаря этому незрячий музыкант выступал в Англии, Италии, Германии, Фландрии, где завоевал славу великолепного исполнителя и импровизатора. Известно, что виртуозная игра Кабесона на клавикордах, которую он продемонстрировал в Лондоне, произвела сильное впечатление на местных музыкантов и послужила толчком к развитию музицирования на вёрджинеле.
Свой обширный репертуар (до наших дней сохранилось около 275 пьес) Кабесон играл по памяти.
Композитор сочинял произведения для органа, клавикорда, арфы, виуэлы. Писал транскрипции католических гимнов, месс, духовных мотетов, вариации литургических напевов. Славился обработками вокальных мелодий, обращался к танцевальному жанру.
Его «Итальянская павана» принадлежит к музыкальным шедеврам испанского Возрождения.
«Антонио де Кабесон был всеми любим за его добродетели. – писал Эрнандо де Кабесон. – Он никогда не кичился тем, что знал и умел, не относился свысока к тем, кто знал и умел меньше его, но напротив, хвалил и поощрял в их сочинениях то хорошее, что в них имелось, и никогда не переставал делиться своими знаниями со всеми, кто приходил к нему за советом и наставлением…»
Анна Базылева