«Мир фольклора – мир народной мудрости»

«Мир фольклора – мир народной мудрости»

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

В современном мире  развития высочайших информационных технологий: интернета, телевидения, взрослые и дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа.

Поэтому решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год — годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Популяризация оригинальной народной культуры жителей разных регионов страны, формирование уважения к религиозным и национальным ценностям станут основой мира и согласия в нашем многонациональном государстве.

Народное искусство (фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта и национальных традиций, бытующие в народе, поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Сегодня мы  расскажем  вам о русском фольклоре и из каких произведений он складывается. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны. Это про них А. Пушкин сказал: « Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!..». Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колебать (колыхать, качать). Отсюда и слова: колыбель, коляска. Колыбельные песни не бывают очень длинными, редко в них встречается более 8 стихов. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов.  Их легко понимает маленький ребенок. Рифма в них присутствует не везде. Обычно в запевах, припевах, концовках.

Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то мудрое поучение, то коротенькие рассказики-разговоры – о невероятном событии, интересном характере. Прибаутки и небылицы всегда веселые. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Потешки-это жанр устного народного творчества, короткие стишки, реже песенки, предназначены для развлечения детей с младенческого возраста.

От водички, от водицы Всё улыбками искрится!

 От водички, от водицы Веселей цветы и птицы!

Таня умывается, Солнцу улыбается!

В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава. Родились загадки давным-давно. В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар и мал. Кто-нибудь из стариков начинал задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Никто не знает, когда возникли пословицы –устные изречения народа.   В пословицах слова обычно употребляются в переносном значении, причем необычно. Например:

Шуба овечья, да душа человечья.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Молись, а злых дел берегись.

Чужим умом жить – добра не нажить.

Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто и выговорить нелегко – язык сломаешь! Но мы их любим и радуемся, когда наконец выговорим.

Расскажите про покупки!

— Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Частушки относятся к наиболее популярному жанру устного народного творчества на Руси. Обычно они представляли собой четырехстишия, но встречаются варианты с 2 и 6 строками. Поскольку частушки — это разновидность песен, то и распевали их под мелодию в сопровождении гармони, балалайки или без них.

Каждому возрасту — свой набор видов фольклора, обеспечивающих разностороннее развитие. Таким образом, фольклор является универсальной воспитательной системой, способствующей постижению общечеловеческого и этнокультурного опыта, преемственности национальных культурных ценностей, формированию гармонично развитой личности — человека, обладающего духовным и физическим здоровьем, органично существующего в природе и социуме.

Материал подготовила: Казачкова Н. А., заведующая отделом тифлоинформационной  и социокультурной деятельности.