Выставка «Литература в музыке»
1 октября во всём мире отмечают День музыки.
Абонемент семейного чтения приглашает посетить выставку «Литература в музыке», посвящённую этому празднику.
Выставка познакомит с великими литературными произведениями, вдохновившими музыкантов, и расскажет о писателях, сочинявших прекрасную музыку.
Давайте обратимся к первому разделу выставки «Литература в музыке».
«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
Воплотить в звуках трагическую историю любви Ромео и Джульетты, историю любви, которая победила смерть, стремились многие музыканты.
В 19 веке на сюжет трагедии Шекспира писали итальянский композитор Винченцо Беллини, французы Гектор Берлиоз, Шарль Гуно и русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
В увертюре Чайковского представлены три темы, обозначающие основной конфликт: хоральная, отсылающая к монашеству, тема вражды и одна из красивейших мелодий в истории музыки — тема любви. Чайковский редактировал это сочинение всю свою жизнь, с удовольствием дирижировал его исполнением за границей и до конца дней считал эту увертюру своим лучшим творением.
В 20 веке музыкальной визитной карточкой «Ромео и Джульетты» стала тема любви, написанная итальянским композитором Нино Рота к фильму Франко Дзеффирелли.
«ПИГМАЛИОН» БЕРНАРД ШОУ
Самая популярная музыкальная комедия, в которой был использован сюжет Бернарда Шоу, известна под названием «Моя прекрасная леди». Музыку сочинил американский композитор австро-немецкого происхождения Фредерик Лоу.
Мюзикл до глубины души поражает причудливыми мелодиями и ярким антуражем. Мюзикл «Моя прекрасная леди» (1956 г.) вошёл в сокровищницу мировой музыкальной культуры. В 1964 г. был выпущен кинофильм с Одри Хепберн в главной роли. Картине досталось восемь премий «Оскар», в том числе за лучший саундтрек.
«СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ» ВИКТОР ГЮГО
Популярнейшее музыкальное произведение по роману Виктора Гюго – «Нотр-Дам де Пари» было написано в 1998 году французским композитором-песенником Риккардо Коччанте.
Мюзикл попал в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый успешный музыкальный проект в истории. И сегодня сложно найти человека, никогда не слышавшего песню «Belle», в которой Квазимодо, Фролло и Феб признаются в любви к Эсмеральде.
В чём же кроется секрет популярности? Может быть, всё дело в необыкновенной истории о любви и предательстве, рассказанной гениальным Гюго? Либо всё дело в потрясающей музыке, в которой переплетается французский шансон и цыганские мотивы? Только представьте, в этом произведении содержится 50 песен, посвященных светлому чувству любви, и практически все они стали настоящими хитами.
«ЗОЛУШКА» ШАРЛЬ ПЕРРО
Известная сказка постоянно привлекала внимание музыкантов, по её мотивам были написаны оперы и балеты в разных странах.
В 1945 году в Большом театре состоялась премьера балета Сергея Прокофьева.
В свою партитуру Прокофьев включил множество танцев: гавот, вальс, павана, бурре, мазурка, галоп и даже достаточно редкий и чрезвычайно красивый па-де-шаль — танец с большим легким шарфом.
Радостная, светлая, весенняя музыка, в которой торжествует жизнь, любовь, вера в чудо и надежда на перемены была отмечена Сталинской премией.
«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ» ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ
Величайшее творение Данте Алигьери «Божественная комедия» вдохновила композитора Ференца Листа на создание фантазии-сонаты «По прочтении Данте».
В сонате Лист использует один-единственный мотив и на этом материале создает самые контрастные образы: и врата ада, и муки страдающих душ, и великую любовь Франчески, к которой Лист, в отличие от Данте, испытывает сочувствие, заставляя и нас проникнуться её горем.
«ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА» НИКОЛАЙ ЛЕСКОВ
Еще один спор композитора и писателя — в главной русской опере, до сих пор занимающей одно из центральных мест в репертуаре мировых театров. Созданная Дмитрием Шостаковичем по повести Николая Лескова и впервые поставленная в 1934 году, эта опера в нашей стране была запрещена и лишь спустя 30 лет вернулась на сцену с новым названием «Катерина Измайлова».
Это произведение – мощное высказывание-разоблачение гнетущей античеловечной среды, царившей в русском купеческом обществе. Это трагедия, которая соединяется с суровой сатирой, чей колоритный, смелый и бескомпромиссный музыкальный язык может пугать и очаровывать одновременно.
Второй раздел выставки — «Писатели-музыканты».
Автор бессмертного «Горя от ума» АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ с детства учился музыке. Он виртуозно играл на фортепиано и обладал обширными познаниями в теории музыки. Сохранилось много воспоминаний о Грибоедове как о блестящем пианисте. «Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы» (П. Каратыгин).
Александр Сергеевич много импровизировал на фортепиано. К сожалению, эти импровизации не были записаны, и все, что осталось от Грибоедова-музыканта, — это два замечательных вальса: ля‑бемоль мажор и ми минор.
Выдающийся русский писатель эпохи романтизма ВЛАДИМИР ОДОЕВСКИЙ помимо романов, повестей и рассказов писал музыкальную критику.
В русском обществе он стал основоположником музыкознания, хорошо разбирался и доносил до читателей особенности разных стилей, школ и композиторов. Любимыми творцами Одоевского были Бетховен и Моцарт, среди отечественных композиторов именно он первый отметил таланты Чайковского и Римского-Корсакова.
Владимир Федорович творил и сам: писал музыку для фортепиано и органа. Сохранилось несколько его произведений той поры: «Сентиментальный вальс» для фортепиано, канон, колыбельная для органа. Он также сочинил ряд экспериментальных пьес для своего «энгармонического клавицина». К сожалению, эти композиторские опыты Одоевского опубликованы только частично.
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ задолго до написания своего первого литературного произведения, в соавторстве со своим знакомым Зыбиным сочинил вальс фа мажор. Это произведение сохранилось до наших дней. В частности этот вальс звучит в фильме «Отец Сергий», снятом в 1978 году по его повести советским режиссёром Игорем Таланкиным.
ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ ГОФМАН был влюблён в музыку настолько, что даже третье свое имя Вильгельм изменил на Амадей в честь кумира Моцарта. Кроме опер Гофман писал много камерной музыки, а его Симфония ми-бемоль мажор и в наши дни часто исполняется на концертах. Последним и наиболее успешным сочинением Гофмана была опера «Ундина» (1816) на либретто Фридриха де ла Мотт-Фуке.
РАБИНДРАНАТ ТАГОР, классик индийской литературы, лауреат Нобелевской премии сочинил около 2230 песен. Как композитор Тагор испытал влияние индийской музыки (хиндустани). Основу большинства песен составляют фрагменты его литературных произведений. Так, например, в фильме «Вам и не снилось» звучит песня-отрывок из «Поэмы о любви» Тагора.
Советский писатель, поэт и литературный переводчик, лауреат Нобелевской премии, автор знаменитого романа «Доктор Живаго» БОРИС ПАСТЕРНАК в течение 6 лет обучается на композиторском факультете Московской консерватории.
Его мама Розалия Кауфман — пианистка, ученица Антона Рубинштейна. В их доме часто бывали Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Это наложило отпечаток на будущего поэта и писателя. До наших дней сохранилось, по крайней мере, три опубликованные композиции Пастернака: Прелюдия ми-бемоль минор (1906 г.), Прелюдия соль-диез минор и Соната для фортепиано (1909 г.).
Наслаждайтесь прекрасной музыкой и читайте хорошие книги!
Обзор выставки сделала Анна Базылева.