Фарфоровые статуэтки «Народности России»
«Все образы империи и стили оставили свой хрупкий след на фарфоре, и если бы от России остались одни только фарфоровые черепки, то и по ним можно было бы представить ее величие и благородство, красоту и мужество разных народов ее населяющих». Иван Лукаш
9 февраля 1897 года состоялась первая полная перепись населения Российской империи. В следствии того, что по итогам переписи был произведен учет народностей России Екатерине Великой были привезены из-за границы первая серия фарфоровых статуэток «Народности России». В конце XVIII века король Пруссии Фридрих II подарил Екатерине Великой сервиз. Фарфоровый сувенир изображал императрицу на троне, а ее окружали подданные разных национальностей и пленные турки. Екатерина Великая повелела выпустить собственную серию фарфоровых статуэток «Народы России» — на основе этнографического исследования.
Царский заказ выполнил скульптор французского происхождения Яков Рашет. Он изучил иллюстрированную книгу немецкого путешественника и этнографа Иоанна Георги, который составил описание народов России — их «вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Рисунки для книги автор сделал по этюдам путешественников и архивам Кунсткамеры. Серия фигурок, которые создал Рашет по приказу императрицы, включала не только людей разных народностей, но и представителей городского сословия.
В 1907 году царь Николай II поручил выпустить новую серию фарфоровых статуэток «Народности России». Она была юбилейной — ее посвятили 300-летию дома Романовых. Сотрудники Императорского фарфорового завода использовали данные первой и единственной переписи населения — она прошла в Российской империи в 1897 году. Все данные были опубликованы в 89 томах. На территории России в тот момент жили русские, малоросы, белорусы, немцы, румыны. Из этого многообразия предстояло составить «коллективный портрет» — проект должен был стать масштабным и исторически достоверным.
За работу взялись директор Императорского фарфорового завода барон Николай Вольф и директор Музея антропологии и этнографии, автор 150 научных трудов, академик Василий Радлов. Сначала планировалось, что фарфоровая коллекция будет состоять из 400 мужских и женских фигурок. В окончательном списке осталось лишь 74 статуэтки. Большую часть коллекции составляли народы Севера: русские путешественники привозили из северных губерний много материалов для музеев — фотографии и предметы культа, одежду и традиционные сувениры. Перед специалистами стояла непростая задача — изучить подлинные костюмы, украшения и предметы быта на экспонатах Кунсткамеры и этнографического отдела Русского музея.
Проектом по изготовлению фигурок руководил скульптор Павел Каменский — на протяжении долгих лет он заведовал бутафорской мастерской Императорских театров. Фарфоровые скульптуры изготавливали методом литья. Потом их украшали росписью и раскрашивали — большинство фигурок расписывала художница Мария Герцак.
Над всей фарфоровой серией «Народности России» мастера трудились 10 лет. Всего изготовили 146 форм для отлива статуэток, 74 оригинальные фигурки и их копии — их позже подарили этнографическим музеям. Закончилась работа в 1917 году, но единичные копии выпускали даже после революции в качестве дипломатических подарков. Большая часть исторической коллекции сегодня хранится в Музее фарфора Государственного Эрмитажа и Государственном этнографическом музее.
Предлагаем Вам видеоролик о фарфоровых статуэтках «Народности России».
В статье использованы материалы портала «Культура».
Подготовила материал зав.отделом Л.А. Пахомова.