Экскурсия в музей скульптуры С.Т. Конёнкова
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения нашего земляка, скульптора Сергея Тимофеевича Конёнкова. «Клуб путешественников» не прошёл мимо этого знаменательного события. Мы посетили смоленский музей скульптора.
Заведующая музеем Екатерина Александровна Сергеева поделилась с нами волнующим рассказом об удивительной жизни мастера и представила его великолепные работы.
Немногие знают, что история личной жизни Конёнкова не менее интересна, чем её творческая сторона. Ведь Сергей Тимофеевич пылал сильнейшей страстью не только к искусству, но и к женщине, принявшей активное участие в разработке атомной бомбы и покорившей сердце самого Альберта Эйнштейна.
Скульптор прожил долгую жизнь 98 лет – «жизнь, длиною в век». Родился в крестьянской семье, учился в Москве и Санкт-Петербурге, бывал в Италии, Франции, Германии, 22 года прожил в Америке, путешествовал по Греции и Египту. Был женат на русской разведчице Маргарите Воронцовой. Материалы их совместной жизни в США до сих пор засекречены.
Сергей Тимофеевич знал многих известных людей своего времени. Он оставил нам непревзойдённые портреты этих людей. В смоленском музее можно увидеть скульптуры Максима Горького, Владимира Маяковского, Василия Сурикова, Фёдора Достоевского, физиолога Ивана Павлова, белорусского биолога, занимающегося вопросами долголетия Василия Купревича, основоположника русской гинекологии Владимира Снегирёва и других.
Портрет Ивана Павлова передаёт живой характер великого физиолога. Конёнков пригласил Павлова позировать в 1930 году, когда учёный прибыл в США на конгресс физиологов. С сеансами Павлова связан курьёзный случай. Павлов был невероятно пунктуален, но постоянно жаловался на засилье машин и на то, что терпеть не может этих «железных коней».
Маргарита Ивановна, жена Конёнкова, предложила организовать Павлову поездку на извозчике. Павлов с радостью согласился. В Нью-Йорке Конёнковы жили неподалеку от Центрального парка. Именно там Маргарита Ивановна наняла извозчика с лошадью. По планам, Павлов прокатится, а в назначенное время, как обычно, будет позировать. Но он не пришёл ни с утра, ни в полдень… Только через несколько часов в дом ворвался разъяренный Павлов, кричавший, что ему испортили день, и поэтому он не будет позировать.
Маргарита Ивановна отправилась в Центральный парк выяснять, что же стряслось. Оказалось, что лошадь, которую наняли, 10 лет ходила только по периметру парка, и когда её стали выгонять дальше, она заупрямилась и не пошла, почему повозка не добралась до места встречи с учёным. Всё это с извинениями передали Павлову. Тот просиял и сказал, что его теория рефлексов действует. И простил Конёнковых.
Каждая из скульптур Конёнкова – часть жизни мастера. Его представление о красоте мира и людей. Сергей Тимофеевич был неординарной и очень разносторонней личностью, всегда действовал согласно своему настроению и вдохновению, от этого и его работы были совершенно разными и неожиданными.
В музее выставлен один из ранних шедевров – скульптура выдающейся американской танцовщицы Айседоры Дункан, выполненная из карельской берёзы. Скульптор был восхищён её искусством и отразил вдохновенный порыв и стремительное движение тела в танце.
Одна из лучших работ смоленской коллекции – «Сын человеческий». Из глыбы белого мрамора возникает лицо — удивительно тонкое, одухотворённое, широко открытые глаза, без зрачков, что делает взгляд Сына человеческого отрешённым от внешнего мира, проникающим в самую глубину, в самую суть людей, вещей и явлений. Голова Спасителя слегка наклонена. Его волосы словно отброшены ветром назад. Скульптура привлекает контрастом внешнего спокойствия и духовной напряженности. Скульптору удалось гармонично объединить динамику и статику, тяжесть необработанного мрамора с невероятно чистой шлифовкой поверхности материала. Совершенная красота и гармония соединены с колоссальной духовной мощью.
В музее представлены два автопортрета скульптора. Гипсовый – у входа. За него автор получил Ленинскую премию. Перед нами предстает вознесенный над суетой повседневности образ художника, будто всматривающегося в открывающиеся перед ним дальние горизонты. Второй – «Ваятель» Конёнков создал в год своего 90-летия. Он изобразил себя сказочным богатырём, применив для этого стволы, корни и сучки дерева.
Множество потрясающих работ мастера посвящены мифологической теме. Здесь есть сказочные животные и птицы, сделанные из дерева: Наяда, Пан, Сова и другие.
Талантливые работы, соединение нескольких скульптурных техник и необычная фантазия обеспечили мастеру прижизненное общественное признание. А его творчество по сей день вызывает постоянный пристальный интерес. В чём мы убедились на собственном опыте.
В жизни Народного художника СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии Сергея Конёнкова было много загадок. И не все ещё тайны раскрыты.
Благодарим служителей музея за потрясающую экскурсию!
Анна Базылева