Что такое скорочтение?

Что такое скорочтение?

В рамках всероссийской акции «Галерея литературных героев» развиваем навыки скорочтения у детей.

Что такое скорочтение? Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать.

Если ребенок плохо читает, то это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий.

Тренировка быстрого чтения связана с некоторыми сложностями. У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть нехватка внимания и памяти.

Регрессия глаз — возвращение к уже прочитанному материалу, с целью повторения. Самая распространенная сложность. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.

Артикуляция. Движение губ, языка и других органов речи  при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Но для динамического чтения дикция не нужна. Проговаривание снижает скорость восприятия текста.

Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазам при одной фиксации взгляда. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринимать не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и абзац.

Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания. Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации. Умение управлять своим вниманием – важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения.

Чем быстрее школьник воспринимает поток информации, тем лучше он учится. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения.

 

В подготовке материала использована книга Учись быстро читать. О.А. Андреев, Л.Н. Хромов, Учебное пособие, М. «Просвящение», 1991.

Материал подготовила библиотекарь I категории М. А. Стратиенко