Агата Кристи: застенчивый гений
16 Сен в 13:48
15 сентября 2020 года исполнилось бы 130 лет со дня рождения английской писательницы, «королевы детективы» Агаты Кристи (1890-1976).
Одна из самых известных писательниц всех времен и народов, создательница Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Она изменила представления о детективном жанре, а ее книги стали третьими по популярности после Библии и Шекспира. Леди Агата Кристи — Мэри Кларисса Миллер, таково полное имя писательницы, данное ей при рождении, появилась на свет в состоятельной буржуазной семье, переехавшей в Великобританию из Соединённых Штатов.
Образование в основном было домашним, и руководила им мать семейства. Лишь два года Агата провела в частном парижском пансионе, и впоследствии называла это время едва ли не самым счастливым в своей жизни.
Агата была младшей из троих детей в семье. По сравнению с братом и сестрой родители считали её не слишком сообразительной. Агата не блистала в учёбе, часто делала орфографические ошибки (проблемы с грамотностью у писательницы остались на всю жизнь), но главное – она была чрезвычайно застенчивой: не умела разговаривать с незнакомцами, стеснялась выступать перед публикой с музыкальными номерами и вообще сторонилась людей, предпочитая проводить время в одиночестве.
Однако внешняя вялость и нелюдимость уравновешивались необыкновенно интенсивной внутренней жизнью, которой жила будущая писательница. Она с 4 лет читала книги, обожала истории, которые рассказывали путешествующие родственники, и постоянно что-то воображала.
Эркюль Пуаро – один из главных персонажей в творчестве Агаты Кристи, да и вообще в детективном жанре. Он появился уже в самом первом романе писательницы. Пуаро – профессиональный сыщик, всю жизнь прослуживший в бельгийской полиции и по воле случая попавший в английскую глубинку.
Всё дело в использовании приёма, который позднее литературоведы назовут «ненадёжным рассказчиком». Нельзя сказать, чтобы Кристи придумала этот приём. Исследователи находят те или иные вариации ненадёжного рассказчика даже в античной литературе, а самой Кристи превратить рассказчика в убийцу посоветовали её зять Джеймс Уоттс и один из поклонников творчества лорд Луис Маунтбеттен.
Однако Агата Кристи стала первой, кто так последовательно и технически совершенно реализовал этот приём в детективном жанре, в основе которого лежит интрига. Тем самым писательница нарушила классический детективный канон – и вызвала шквал негодования читателей и критиков.
В конце концов, новаторство Агаты Кристи было признано и критиками, и любителями детективов. Британская Независимая Ассоциация торговцев детективной литературой включила роман в сотню лучших детективов XX века, а Ассоциация писателей криминального жанра в 2013 году признало его лучшим детективным романом всех времён и народов.
Мисс Марпл – ещё один сквозной персонаж романов Агаты Кристи. Она была придумана писательницей в 1927 году и впервые появилась в рассказе «Тринадцать загадочных случаев». Спустя три года Мисс Марпл стала главной героиней романа «Убийство в доме викария». Всего Марпл присутствует в 12 романах писательницы.
В отличие от Пуаро, который был профессионалом своего дела, Марпл – детектив-любитель. Но так же, как он, мисс Марпл обладает живым и острым умом, который помогает ей докопаться до истины.
Всю свою жизнь Агата Кристи придумывала загадочные истории. На сцене ставились и многие произведения писательницы, не говоря уже о кино, для которого книги Агаты Кристи стали чрезвычайно удачной находкой. Одной из лучших экранизаций считается картина Сидни Люмета «Убийство в Восточном экспрессе», за роль в котором Ингрид Бергман получила свой третий «Оскар».
Агата Кристи смогла стать не просто самой успешной писательницей детективного жанра, «королевой детективов», как часто её называют, но и одной из самых известных писательниц в мире.
Зав. отделом Л.А. Пахомова.