Учимся скорочтению

Учимся скорочтению

В рамках всероссийской акции «Галерея литературных героев» развиваем навыки скорочтения у детей. Сегодня упражнения для развития навыков быстрого чтения посвящены подавлению артикуляции, развитию памяти и внимания.

Подавление артикуляции.

Проговаривание слов даже губами, бесшумно мешает увеличению скорости чтения. По тексту должны скользить только глаза. Для отработки данного навыка подойдут следующие упражнения:

«Читаем под музыку»

Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки. Включайте музыку без слов, потом в сопровождении песни. Шум мешает проговариванию. Важно, регулярно проверять понимание прочитанного.

«Карандаш»

Если губы проговаривают слова прочитанного текста бесшумно, на автомате, то нужно зафиксировать их в одном положении, запретить двигаться. Ребенок зажимает карандаш во рту, или закрывает губы ладошкой.

«Бормотун или шмель»

Школьники должны жужжать или бормотать, петь мотив во время чтения. Это упражнение достаточно сложное. Но развивает оба полушария мозга, поскольку ребенок выполняет несколько действий одновременно.

«Барабанная дробь»

Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

Упражнения на внимание.

Корректировка уровня внимания необходима для усовершенствования способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, проскальзывая по ним взглядом. Проводите следующий комплекс упражнений:

Составляем слова

Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Из него составляется лексемы из одного – двух слогов: мир, лес, стол и другие.

Ищем отличия

Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропа-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.

Загадки

Вопросики с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8, а на каждой в прошлом периоде выросло по 10 фруктов.

Придумывать хитрые загадки можно самим, вместе с ребенком.

Путаница

Выучите несколько стихотворения с ребенком. Наберите заученные строчки на ПК, но поменяйте слова местами, распечатайте. Задача школьника состоит в том, чтобы расставить их правильно.

Отмечаем главное

Читайте небольшой тест. Отмечайте карандашом главные мысли, основные тезисы.

Называем цвета

Увлекательное задание. Называть нужно не слова, а цвет, которыми они напечатаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди слово

Варианты выполнения упражнения:

Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.

Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

Не спешите делать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки удалось выполнить упражнение без ошибок.

Упражнения на развитие памяти

Для тренировки памяти подойдут такие задания:

Визуальный диктант

Возьмите небольшой текст, из 5-8 предложений. Ребенок читает. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть ребенок запомнит его. Дайте на это 10 секунд. Уберите текст. Ученик должен записать предложение по памяти. Переработайте весь текст таким образом.

Ремонт слов

Элементарное восстановление пропусков в словах. Сначала будет пропущена одна буква в некоторых словах, потом можно давать текст с недостатком слогов, даже слов.

Восстановление цепочки

Взрослый читает группу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автобус-водитель-гараж-бензин-ремонт-слесарь-автошкола. Число слов может варьироваться. Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно сохранить порядок следования цепочки. Увеличивайте количество слов постепенно, доведите сложность до 20 единиц, желательно не связанных по смыслу.

 

Материал подготовила библиотекарь I категории М. А. Стратиенко.